Пяткова Вера Николаевна

Выступление на педагогическом совете. Воспитание милосердия.

 Милосердие – это, чувство, быть может, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, когда он взял в руки палку приделал к ней камень, то есть вооружившись топором, а тогда, когда он испытал доброе чувство не только к своему, но и чужому – из чужой семьи, из чужого племени, когда он пожалел человека не за то , что он свой, а за то , что он человек.

 В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование милосердия: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость.

Чувства милосердия вечно, слово милосердие старо как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. Оказывается, в милосердии самое главное – любовь, в этом суть настоящего милосердия – оказать любовь человеку.

 Но что оно значит, это слово, это понятие? И главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать милосердными детей в наш трудный и всё ещё недобрый век?

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно , они не сумеют дать сдачи.

Но опыт показывает, что добрым  и милосердным жить легче, потому что их все любят.

А злоба сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Эстафета добра и зла бесконечна, и в вашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки.

Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жесткий, ожесточённый, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий её, пренебрегающий ею.

Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие.

Итак, вопрос о том, как научить ребёнка чувствовать чужую боль – это во – первых, и как научить его страдать от чужой боли, во – вторых. То есть сострадать. Милосердие – это сострадание. По смыслу слова оно имеет дело лишь с бедой, несчастьем, с трагедией.

Посмотрите, о каких страшных факторах насилия сообщают газеты, сколько вандализма мы видим вокруг себя.

Всё что можно сломать и разбить, - всё сломано, разбито, всюду, где можно написать похабное слово , - оно написано. Иногда, кажется, будто растёт какое – то особо жестокое поколение.

Некоторые родители, начитавшись, педагогических книг, полагают, что надо создавать специальные, особые ситуации, в которых и воспитывать необходимые чувства.

Но это не так. Милосердие – естественное чувство, его невозможность вызывать  нарочитой ситуацией… Его невозможно вызвать и упрёками: « Ну почему ты такой злой? Ну, как ты можешь? Ну , неужели у тебя нет сердца? Ну, неужели тебе меня не жалко?».

Если бы к милосердию можно было приучить, как к мытью рук, - человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в том то и трудность, что милосердие не воспитывается нашими обычными приемами – наградами, упрёками, похвалами.

Оно даже не воспитывается примером!

Ни угрозой, ни наказанием, ни наградой, ни даже примером милосердие не воспитывается. А как же?

3 Считается , что милосердие воспитывается любовью к животным. Наверное, это так.  И мы всей душой за родителей, которые позволяют детям привести домой собаку, принести котёнка. Ухаживать за черепахой или хомячком.

Соприкосновение с живыми  рождает живые чувства. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что  собака или кошка. как правило , не приносят  зла, не обижают хозяина, не предают его, а с человеком случается всякое.

Не приходится учить детей любить тех, кто любит их  и хорошо к ним относится. Но как научить любить всякого? Чувствовать всякое? Как всё- таки научить его ощущать боль живого?

Оно живое, значит, ему может быть больно,- постоянно, исподволь, не прекращая усилий, внушать ребёнку эту мысль. Всё живое – болит, всё живое чувствует боль.

Живым только и можно назвать того. Кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боли, - камень, неживой камень. Человек, не чувствующий боли, - не человек, а чёрствый камень. « И ты живой, - говорите ребёнку – потому, что ты чувствуешь боль , и не только когда у тебя болит, но и тогда, когда больно другому».

Учите детей: свою боль терпи, от чужой боли умирай.

Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей?

Мы часто не милосердны друг к другу, не прощаем не малейшей возможности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться их отношения к жизни.

Но пока отношения не изменились – положение безнадёжно? Ничего не выйдет?

Нет, вспомните, ведь даже при самых жёстких условиях и обстоятельствах, совершались милосердные поступки.

Иногда сын отца – алкоголика навсегда зарекается от спиртного. Это происходит вопреки воспитанию, вопреки примеру. Но, пожалуй, не стоит уповать на случай.

Подумав мы признаём , что есть один и только один способ учить милосердию – быть милосердным к ребёнку. Милость и милосердие к ребёнку означает прощение, пощаду. Но не воспрещение.

Воспрещение – это безразличие. В безразличном прощении нет момента страдания, всё прощают своим детям лишь небрежные в воспитании родители. Милостивые и милосердные родители страдают, когда их ребёнок совершает что – то дурное, и это – то страдание, и только оно, может породить ответственного  страдания у ребёнка.

Это вовсе не значит, что он сразу станет примерным в домашнем поведении, он завтра же причинит вам новое горе, но будьте терпеливы, ребёнок должен видеть, что любящее терпение родителей может быть бесконечным, что родители неспособны ожесточиться. Тогда он вырастает в убеждении, что ожесточение, озлобление – это грех, это несовместимо с человечностью.

Не ожесточайся, не озлобляйся не при каких обстоятельствах – этому мы будем учить ребёнка с тех пор, как только он начнёт понимать нас. Отношение к детям в детском саду гуманнее, отношение воспитателя к ребёнку – демократичнее, конечно же , в большей мере это относится к отношениям в семье.

Наша жизнь трудна, многие живут в тесноте, многим приходиться бороться буквально за кусок хлеба. Эти условия сами порождают злобу и зависть. Ребёнок часто бывает свидетелем злых домашних скандалов. В маленьком сердце рождается желание мести, оно отвердевает, становиться недоступным человеческим чувством. Было бы наивно призывать к миру не мирный дом или учить родителей не скандалить в присутствии детей.

Но всё  - таки помните о детях. И после жестоких сцен старайтесь успокоить ребёнка, размягчить его, утешить, пожалеть. Чтобы он не подумал, что до него никому нет дела и что все люди жестоки.

Вот это опаснее всего: если ребёнку станет казаться. Что жестоки все. Что это норма жизни. Такой ребёнок думает: « Я плохой –но и все плохие», или того страшнее:» Я хороший, а все плохие».

 Если все плохие, то некого жалеть, и  милосердие становиться излишним.

Внушение детям, что милосердие – это слабость, а сила, что милосердие – это чувство сильных людей, способных прийти на помощь. Почаще употребляйте в общении с ребёнком пословицы и поговорки о доброте, милосердии. Например такие как:

Милостивому человеку и бог подает.

На свете не без добрых людей.

В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

 Не устоять худу против добра.

На добро отвечать добром дело каждого, а назло добром - дело отважного

Милосердие – это и чувства, и поступок. Нельзя обесценивать чувство лишь на том основании, что оно не выразилось в конкретный поступок.

Нас много лет учили « не унижать человека жалостью». Но ведь это сказал Горький устами своего героя. Выбитого из жизни и теряющего человеческое лицо. Жалость не унижает. А возвышает человека: и кто жалеет, и кого жалеют.

Если меня жалеют – значит, я чего – то стою.

Значит. У меня ещё есть надежда. Особенно важно пожалеть ребёнка, когда он перед всеми провинился, совершил что -то ужасное, что от него все отвернулись.  Пусть его покорят закон и суд. Пусть от него отвернуться товарищи, но мать и отец всё равно должны быть милосердными к нему.

Объясните ребенку, что всё живое болит, всё живое заслуживает милосердия. Но  вот ещё один источник милосердия это книга , и доброе кино.  Детские слёзы… Это бывают слёзы обиды, горечи, есть дети, которые плачут по каждому поводу, неприятно слезливы, у них глаза на мокром месте. Но ведь есть и святые детские слёзы – слёзы сочувствия к другому человеку. Дорожите такими слезами.

26 марта 2017 в 14:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.